Статья «Как тонул Татарский Титаник.»

                 

 

В среду, 18 июля, в Казань вернулись пассажиры теплохода «Циолковский» Измученные и полные решимости. Вернулись через шесть дней после того, как в речном порту Санкт-Петербурга буквально за три часа до отправления в рейс на теплоходе, считающемся флагманом «Татфлота», случился взрыв и пожар.

 

... Никогда не знаешь, что уготовит тебе судьба. Пишу об этих горестных событиях не с чьих-то слов, а по следам своих переживаний. Я оказалась в числе участников злополучного круиза (как потом выяснится, единственный казанский журналист). Как и другие, мы с мужем тоже «клюнули» на его маршрут, в котором самыми притягательными были остров Валаам, Кижи и, конечно, возможность провести три дня в Питере. Предел мечтаний! За это действительно не жалко было отдать 22 тысячи рублей - именно столько стоят три места каюты II Б класса. На работе провожая меня, страшно завидовали.

Первая половина круиза прошла замечательно. Как потом скажет одна бабушка тоже пассажирка «Циолковского», жили как в раю: нам несказанно повезло с погодой, кормили очень вкусно и помногу, культмассовики-затейники не давали скучать - нянчились с нами, как с  малыми детьми. Мы были влюблены в нашего опытного капитана Александра Петровича Большова и в его команду, содержавшую теплоход в идеальной чистоте, в добрейшую директора круиза Людмилу Юрьевну Шастину, чей ласковый голос по местному радио будил нас каждое утро и сопровождал во время плавания. Знали, что вместе с нами проводят свой отпуск батюшка Александр из Саратова, бард Евгений Скрябин, звезда татарской эстрады Фердинанд Салахов, танцор Айрат Фазулзянов и еще масса интересного и талантливого народа. Одним словом, все было на уровне. И в Питер 10 июля наш белый теплоход пришел вовремя. Три дня на Ниве показались одним прекрасным мигом. А 12-го в 20.00  наше путешествие должно было продолжиться.

   *   *   *   *   *

 18. 15. Черный дым и красные машины пожарных мы увидели еще издали. Не могли поверить глазам: неужели горит «Циолковский»? Когда никаких сомнений уже не оставалось,  первая мысль, лихорадочно пронесшаяся в голове: дочь. В этот день наша 15-летняя дочь пошла гулять по Питеру с друзьями, клятвенно пообещав не волновать «предков» и придти на судно за несколько часов до отбытия. Где она?! Сердце начало прыгать так, что, казалось, не удержать руками. Но прорваться к причалу невозможно. Полно милиции. Округу оцепили омоновцы. Муж попытался было говорить с ними, но разговор получился кратким. Замахнулись резиновой дубинкой, в ход пошли кулаки. Против лома нет приема. Вытолкали.

Оглядываем толпы людей. Полно зевак. А вот и наши: кто-то в халате, кто-то в спортивных трусах, а кто-то вообще босиком. Подавлены. Рядом ничего не понимающие дети. Нас успокаивают: пассажиров на теплоходе было человек 20, всех успели вывести. Из команды пострадал моторист и врач - увезли на скорой. Что случилось? Взорвался паровой котел. Пожар тушат уже второй час.

  И тут мы видим вдали нашу Адельку. Она тоже видит нас. Зарёванная и растерянная бросается ко мне. Плачем...

  Между тем пожарные не жалея воды, заливают корму теплохода - ту часть, откуда идет черный дым. С берега кажется, что горит всего лишь радиорубка, расположенная на корме третьей палубы. На самом же деле огонь бушует ниже - в машинном отделении. Говорят, служебные каюты если и не сгорели, то основательно залиты водой. Пожарные раздраили в трюме иллюминаторы. И через какое-то время буквально на глазах оцепеневшей толпы наш «Циолковский» заваливается набок, под воду уходит весь его левый бок. Затопленным оказывается  не только трюм, но и часть главной палубы.

 Осознание того, что там остались абсолютно все вещи - и у тех, кто во время пожара был на экскурсии в городе, и у тех, кто выскочил на берег в чем был - еще где-то в самом дальнем уголке нашего мозга. Окончательно мы поймем это только тогда, когда пожарные уедут, водолазы возьмутся обследовать подводную часть теплохода, а капитан, пряча глаза, будет метаться между мертвым судном и зданием речного порта. Через какое-то время он выйдет к нам. И скажет, сдерживая горечь: простите, не уберегли теплоход, испортили вам отпуск, вещи вернем. По его словам, в Питер уже выехал представитель «Татфлота».

  Тут же на причале пишем для следователя уголовного розыска бумажки с перечнем вещей. Оказывается, в таком состоянии очень трудно вспомнить все, что ты взял в дорогу. В голове всплывают какие-то мелочи типа маникюрных ножниц и забываются  значительные предметы типа зарядного устройства для видеокамеры или нового фирменного спортивного костюма.  Впрочем - кто-то вслух замечает - сегодня все стоит денег, тем более что в круиз отпускники берут, как правило, самое лучшее.

Пассажирский народ бурлит. Особенно те, чьи каюты расположены на первой палубе и в трюме. Мы уже и сами видим: там вода. Некоторые даже не слышат, что для ночлега нам предоставлена питерская «Родина» - такой же теплоход, стоящий рядом. Почти силом нас загоняют и на ужин в ресторан речного порта. После него возвращаемся  к затонувшему «Циолковскому». Уже далеко заполночь усталость берет свое, и мы забываемся на «Родине» в коротком сумбурном сне.

*   *   *   *   * 

 На следующий день после завтрака обитателям верхних палуб разрешают забрать вещи. Пропускают по одному - боятся, что от перегруза теплоход еще больше уйдет под воду. Люди выходят с узлами, с небрежно набитыми барахлом сумками. Из кают, которые были всех ближе к очагу пожара, выносят вымокшую до предела одежду. Фердинанд Салахов беспомощно вертит в руках свой сотовый телефон, намокшие диски: их можно выкинуть.

  Мы - среди немногих счастливчиков, чья каюта на главной палубе вообще не затоплена. Таких кают всего две, они по правую сторону борта. Это кажется почти чудом, ведь наша палуба уже значительно ниже причала. За вещами спускаемся вместе с мужем. Жуткое зрелище - фактически внутри корабля плещется Нева. Пробираемся  в каюту за матросом по свернутому рулону ковровой дорожки. Хотя нас никто не торопит, но подспудное ? опасности заставляет лихорадочно без разбора сметать все в сумки.      

Потом муж еще несколько раз будет спускаться туда, раздевшись до плавок - в полузатопленные каюты, расположенные слева. Ведь подавляющее большинство пассажиров «Циолковского» были женщины, много немолодых, надо было помочь. По его словам, впечатление ужасное - по коридору плавали обломки от взрыва, обувь, детские игрушки. Вот он, пусть маленький, но «Титаник»! Вещи в каютах доставали практически на ощупь, ногой. Все пропитано мазутом. Попасть в трюм  было вообще невозможно.

-Александр Петрович, родненький! - говорила со слезами на глазах капитану пожилая дама, - У меня там большие деньги. Понимаете?! Под подушкой.

И добавила уже смущенно: зашиты в белье.

- Что я буду делать без документов?! Без вещей?! Что будут делать мои раздетые дети!- в отчаянии кричала на причале простоволосая женщина в пляжном костюме.     

 ...Вспоминать это очень тяжело. И писать об этом тоже. Хочется забыть, как страшный сон. Весь масштаб трагедии потрясенные пассажиры осознали только тогда, когда увидели «Циолковский» уже с отчалившей «Родины». Это было прощание с теплоходом. Безмолвное и горькое.  

*   *   *   *   *

 Да, «Родина», у которой на следующий день начался круиз, взяла нас на борт.

Благо, что у нее был недогруз - своих всего 60 пассажиров. «Татфлот» перечислил деньги. Казалось, мы должны были быть здесь не в тягость. Однако неприятности начались уже в первый день.

Измученных, вымотанных «циолковцев» до полуночи переселяли из каюты в каюту. Ужинали в половине первого. Как потом оказалось, запоздалые трапезы здесь в порядке вещей. Кормежка была отвратительная - сомнительного качества продукты и мультяшные порции, считанные кусочки булки, строгие порции чая. Не только мужики, но и женщины считали минуты до очередного приглашения кушать. Это при том, у многих вообще не было денег - они не могли пойти в бар, позволить себе купить даже печенье или бутылку минералки.

Душевые на верхних палубах хронически не работали. А на главной палубе люди выстаивали очередь. Ночью. Хорошо, что «Родина» остановилась в Свирьстрое, где по совету отца Александра все искупались, несмотря на дождливую погоду.

Всю дорогу не покидало ощущение, что на «Родине» ты не полноправный пассажир, а нахлебник и приживала. Многим «циолковцам» нужна была квалифицированная психологическая помощь, а на них кричали порой, как на вышедшее из-под контроля  стадо баранов. Сухой паек нам выдали в черных мешках для мусора...

  *   *   *    *   *

 Сердечное спасибо рядовым пассажирам «Родины». 70-летний американец подарил одной женщине  футболку. Другую женщину взяла под свое крылышко супружеская пара питерцев, тоже кое-что выделила из своего гардероба... Детвору всю дорогу развлекала троица молодых иностранцев, добровольно взявших на себя роль усатых нянь. Для них было удивительным, что мы способны еще и веселиться. Три концерта наших «циолковцев» прошли на ура, пели хором, от души танцевали. Замечали ли чужестранцы, как кто-то из нас то и дело смахивал слезу?

Кстати, и в Питере многие местные жители звали погорельцев на ночлег к себе домой, несли теплые вещи. Это было таким разительным контрастом на фоне полного безразличия нашего полпредства в Санкт-Петербурге, представитель которого появился около «Циалковского» только вечером вторых суток. И то после нескольких звонков пассажиров теплохода и из Казани (это был звонок из «Восточного экспресса). Надо ли говорить, как необходима была татарстанцам эта поддержка! И как они обрадовались, когда Шамиль Ахметшин часть забот и переговоров с Казанью и «Татфлотом» взял на себя.

Кстати, представитель «Татфлота» Бабурин тоже появился только на вторые сутки - буквально перед отправкой нас на «Родине». Подозрительно долго он добирался из Казани в Питер. Неудивительно, что у многих из нас сложилось впечатление, что он попросту где-то отсиживается и тянет время - лишь бы не встречаться  лицом к лицу с пострадавшими. Хочется верить, что это все же не так!

Бабурин привез деньги - для тех, чьи вещи остались в воде. На берегу было объявлено, что их достаточно много, выдадут уже на «Родине». Люди немного успокоились. Каково же было их удивление, когда выдали по ...100 рублей. Это на три-четыре дня дороги. Их едва хватило на мыло, зубную щетку, расческу и другие какие-то необходимые гигиенические мелочи. Я видела, как чуть не заплакала в Ярославле, где нас должны были пересадить с парохода на  автобусы, женщина у кассы переговорного пункта - она не могла позвонить в Нижнекамск родным. У нее осталось всего 10 рублей.

Но и это не все. Накануне прибытия в  Ярославль пришлось понервничать тем родителям, чьи дети были  допущены на «Циолковский» без  путёвок. Кто разрешил - это уже другой вопрос.  По предварительной информации из Казани вышли четыре «Мерседеса» - с учетом количеству туристов с путевками. Хватит ли места для этих ребятишек? Посадить на руки 12-14-летних ? В жару? Господи!  Да что же делать?!- нервы матерей были на пределе. Тем более что речь почему-то не шла о многочисленных гостях и приглашенных, которые тоже были без путевок...

Слава Богу, места хватило на всех. Колонну сопровождала машина ГАИ. Автобусы гнали так, что захватывало дух. На такой сумасшедшей скорости, по предварительным подсчетам, мы должны были прибыть в Казань в 4 утра.

Представитель «Татфлота» предложил сразу же развезти людей по домам. Но «циалковцы» были непреклонны: только в «Речной порт», хотим говорить с генеральным директором и получить ответы на свои вопросы. Было несколько попыток уговорить нас, но тщетно. На контрольном пункте при въезде в Казань представитель побежал звонить начальству. Как оказалось, не зря. К встрече «татфлотовцы» успели подготовиться.

*   *   *   *   *

 Буквально на въезде в речной порт мы увидели милицейский кордон. Автобусы завернули в какой-то грузовой отсек, тоже оцепленный милицией. Предложили выгружаться. При этом никаких разъяснений. На мой возмущенный вопрос одному из милицейских чинов - большому черноусому мужчине в штатском: почему нас завезли сюда, он ответил, ухмыляясь: наше дело маленькое - приказали не допустить мордобойства. Надо понимать, это мы представляли такую угрозу. А может быть, все гораздо проще? «Татфлот» боится огласки, боится встречи пассажиров с казанской прессой (знали бы они, что пресса была на борту «Циолковского»)?!

Наше возмущение была настолько велико, что мы решили не выходить из автобусов: везите нас только в порт. В порту к народу вышел председатель комиссии по расследованию ЧП Александр Власенко с многочисленной свитой. Спокойный и холодный, как айсберг. Признался: такого еще в практике татарстанского флота не было. Вещи погибли? Оказывается, нужны свидетели того, что они вообще были. Вот это да!

Увидев то, что стало с вечерним платьем, извлеченным  из воды с мазутом, Власенко несколько смягчился: пишите заявления. «Татфлот» будет рассматривать каждое. Постарается компенсировать. О возмещении морального ущерба речи нет.

 Большая часть пассажиров «Циалковского» намерена судиться с  «Татфлотом». Одни надеются компенсировать потери материальные, другие - моральные. Самое главное, что волновало всех пассажиров: могло ли подобное случиться непосредственно во время плавания? Быть может, отправляясь на «Циолковском»,  которому уже 40 лет, мы - 130 пассажиров, среди них почти 20 детей - уже  изначально были обречены на риск? Страшно подумать: что было бы, если все это произошло где-нибудь в Ладожском или Онежском озере, где не видно берегов... Вряд ли кто-нибудь из нас спасся. Даже имея такую замечательную команду, какая была на «Циалковском».

Позволю себе остановиться на ней отдельно. Ребята сработали оперативно и были на теплоходе до последнего. Именно благодаря им, никто из пассажиров не пострадал, не задохнулся в страшном и едком дыму. Горящим факелом вышвырнуло за борт из иллюминатора молоденького моториста, оказавшегося в машинном отделении. Он получил более 30 процентов ожога. Когда его облезшие руки до прибытия «скорой» поливали водой, мальчишка в шоке твердил одно: я урод? я не смогу жениться?! Потом он будет несколько дней в реанимации, без сознания. Буквально на днях его перевели в палату.

Каюта судового врача находилась почти над эпицентром взрыва. Рухнули потолочные перекрытия. Его тоже увезла «скорая», но в больнице врачам показалось, что его ожоги несерьезные - ему обработали руки и отпустили своим ходом в порт. Он ехал через весь город, прокопченный, с забинтованными, мокнущими руками. Через сутки вновь пришлось вызывать скорую: оказалось,  ожог легких, начался отек...

 Большая часть команды осталась в Питере. Нищая. Ведь навигация начинается весной, и в плавание берутся практически все вещи, и теплые  в том числе. Матросов одевали сердобольные гардеробщицы ресторана речного порта.

Как сложится судьба команды? Они потеряли работу, потеряли пусть маленький, но стабильный заработок. Для некоторых это катастрофа, ведь во флоте служат семьями. Выделит ли «Татфлот» хоть какую-нибудь компенсацию им?

 

Немного мистики.

Многие из пассажиров склонны истолковывать случившееся так: это Валаам не
подпустил нас к себе. Ведь в маршруте он значился сразу же после Питера.
Отец Александр из Саратова тоже считает, что Валаам избирательно относиться
к своим посетителям. Но он не просто не принял нас, а отвратил от более
страшной беды. Посетить мы его должны были 13 июля – «в чертову» пятницу.
Еще одно совпадение. Несколько лет назад этот же теплоход, правда,
принадлежавший в то время москвичам, крепко и надежно сел на камни вблизи
Валаама. Тогда пассажиров снимала тоже «Родина».
 На «Циолковском» вспоминают и другую историю. Однажды на нем плыли две
монахини из Макарьевского монастыря. Осматривая теплоход, забрели в кубрик.
И увидели там портрет Циолковского. Побежали к капитану: мол, быть беде –
дьявольские у мужчины глаза,  срочно избавьтесь от портрета. И Циолковского
убрали куда подальше…
Так или иначе в пароходстве поговаривают. Что скорее всего злополучный
теплоход разрежут на металлолом. Видимо, поэтому на берегах Невы и не
спешат с его поднятием. Сначала Татфлот не проплатил работы, затем случился
сильный ураган, увеличивший размеры бедствия.
 И последнее. Моряки убеждены теплоход потопили пожарники. Тушили пожар не
пеной, как полагается на флоте, а водой.  «Пена – слишком дорогое
удовольствие»
Резеда Даутова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главная

Статьи

Фотографии

Происшествие  1996 года.

История работы

Вторая жизнь

Ссылки

Общение-гостевая книга

 

 

 

                Опрос

Как Вам наш сайт?

Отлично

Нормально

Средне

Не очень

Результаты Архив

               Статьи

"Как тонул Татарский Титаник"

" Есть ли дело Татфлоту до дела…"

"Татфлот забыл о горевшем мотористе"

"Теплоход белый беленький, чёрный дым над кормой"

"Убытки в 6.000.000 рублей"

"Пожар...на воде"

"Суд нашёл виновных"

 

 

 

Copyright © 2005. Сайт «Циолковский-Татарский Титаник»

Копирование материалов запрещено.

Created by: С.Тимур, Д.Аделя.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Используются технологии uCoz